2015 m. sausio 17 d., šeštadienis

Ritualinis skerdimas....







Шхита


Термин «Шхита» ивр. שחיטה означает ритуальный забой млекопитающих и птиц для еды в соответствии с требованиями кашрута (Дварим. 12:21, Дварим. 14:21, Сифрот. 11:22). 

Животное должно быть забито «с уважением и состраданием» шохетом («ритуальный забойщик»), религиозным евреем, прошедшим специальную подготовку и с лицензией, выправленной должным образом.

 Забой выполняется рассечением трахеи, пищевода, общей сонной артерии, яремной вены и блуждающего нерва одним быстрым движением очень острого клинка (шалеф), которым действует высококвалифицированный шохет. 

В результате в мозгу жертвы мгновенно падает кровяное давление и происходит необратимая потеря сознания.

 Согласно иудейским религиозным источникам, животное в этом состоянии нечувствительно к боли и обескровливается мягким, быстрым и точным действием.

 При этом животное может находится в ряде позиций: лежать на боку (шхита мунахат), стоять (шхита омедет). 

Перед забоем животное должно быть здоровым, не раненным и жизнедеятельным.

В соответствии со строгой процедурой, задняя четвертина кошерного млекопитающего, которая должна попасть на еврейский стол, должна быть очищена от вен, шелева (плёнок и нутряного сала) и сухожилий. 

Ввиду дороговизны процедуры очищения и соответствующего профессионального уровня забойщиков, необходимого для отделения надлежащим образом запрещённых частей, большая часть мяса кошерных млекопитающих, забитых методом шхита, в США попадает на некошерные рынки.

Животное должно быть кошерным

. Из млекопитающих кошерными животными являются парнокопытные жвачные[

Для птиц критерии отбора более сложные. 

Согласно Библии разрешены[ к употреблению все птицы, не исключённые Второзаконием, но, согласно требованиям халакки (De-'oraita и de-rabbanan), можно употреблять птиц, в отношении которых уже существует традиция употребления в пищу

Кошерное животное не может быть застрелено охотником или заколото полэксом (используемым на протяжении веков) или быть парализованным (обычная практика для современных забойщиков, начиная с первой половины двенадцатого столетия) поскольку животное, подвергнутое этим способам, не годится для шхиты, его мясо становится некошерным (трефным). 

После выполнения шхиты шохет должен осмотреть пространство вокруг лёгких в поисках струпьев, спаек и прочих повреждений, делающих животное некошерным.

Тора (Дварим. 12:21) требует, чтобы овцы и крупно-рогатый скот забивались «так, как я приказал тебе», но в Торе (пяти книгах Моисея) нигде не описывается практика забоя шхитой.

 Вместо этого требования выносятся в устном законе и кодифицируются в различных источниках галахи, в первую очередь в каноническом кодексе законов Шулхан арух

 


****************************************
B одной из статей писателя-публициста и христианского мыслителя Василия Васильевича Розанова (1856-1918) описывается убой скота на иудейской бойне со слов русского врача-ветеринара: 


Мне однажды пришлось присутствовать на еврейской бойне и видеть убой скота по правилам еврейского ритуала. Передаю голый факт во всей его наготе.

Случилось это так.

Лет шесть тому назад я, связанный службою, проживал в крупном центре Юго-Западного края, на три четверти населенном евреями.

Во время частых загородных прогулок мое внимание привлекло странного вида здание с длинными фабричного типа корпусами, обнесенными высоким плотным частоколом, каким принято обносить остроги и места заключения. 

Вскоре я узнал, что это городская бойня и бездействующий альбуминный завод. 

 Интересуясь вопросами городского благоустройства и будучи знаком с постановкой столичных боен, я решил осмотреть местную городскую бойню, совершенно упустив из виду, что город населен преимущественно евреями, что вся торговля находится в руках евреев, а следовательно, и городская бойня должна быть еврейской.

Еврей-привратник на мой вопрос: “Можно ли осмотреть бойню?”, замялся и, по-видимому, намеревался обратиться к авторитету своего начальства в небольшом флигельке у ворот. 

В это время из флигелька выскочил юркий, свирепого вида еврей и набросился на привратника.

 Понимая несколько еврейский жаргон, я мог разобрать следующую фразу: “Что же ты долго разговариваешь? Ты видишь, что это не еврей. Ведь тебе приказано пропускать только одних евреев”.

“В таком случае надо будет во что бы то ни стало проникнуть на бойню”, — подумал я и решил продолжать прогулку.

 Возвращаясь домой опять мимо бойни, я заметил, что привратника сменили, и решил вторично попытать счастья. 

Для большей убедительности я заявил привратнику, что я причастен к ветеринарному надзору, что мне по делу необходимо пройти в контору, ввиду чего я прошу провести меня в контору.

Привратник помялся, но затем объяснил, как мне пройти… 

Старика еврея во флигеле, по-видимому, не оказалось, и я благополучно добрался до конторы. 

В конторе меня встретил интеллигентного вида еврей.

 Я отрекомендовался ветеринаром, не называя, впрочем, фамилии, и просил провести меня на бойню.

Заведующий начал подробно распространяться об устройстве бойни, при которой имеются бездействующий альбуминный завод, водопровод и также все новейшие приспособления.

 Наконец, заведующий начал сообщать, откуда преимущественно доставляют скот, какой породы, в каком количестве и пр.

 Когда я перебил его и вторично попросил провести на бойню, он после короткой паузы заявил мне, что провести на бойню не может. 

Впрочем, так как меня “интересует техническая часть дела”, то, пожалуй, он “может показать мне разделку мяса”.

В это время заведующего вызвали, и, уходя, он крикнул мне: “Сейчас пришлю вам провожатого”. 

Я решил, что проводника дожидаться не следует, так как он, очевидно, покажет мне лишь то, что меня не интересует. 

Без особых приключений мне удалось добраться до помещения бойни.

 Она представляла ряд длинных каменных сараев, в которых происходила разделка мясных туш. 

Единственное, что бросилось в глаза, это крайне антисанитарное состояние помещения. 

Один из рабочих объяснил мне, что убой уже кончен, что лишь в последнем корпусе оканчивают убой телят и мелкого скота. 

Вот в этом-то помещении я увидел наконец интересовавшую меня картину убоя скота по еврейскому обряду.


«При мне производился убой овец, телят и годовалых бычков...

 Бросалось в глаза, что я вижу не убой скота, а какое-то священнодействие... библейское жертвоприношение. 

Передо мной были не просто мясники, а священнослужители, роли которых были строго распределены.

 Главная роль принадлежала резнику, вооружённому колющим орудием; ему помогали ряд прислужников: они держали убойный скот, поддерживая его в стоячем положении, другие... зажимали животному рот, третьи собирали кровь в жертвенные сосуды;... наконец, четвёртые держали священные книги, по которым читались молитвы и производилось ритуальное священнодействие.. 

Убой скота поражал жестокостью и изуверством... 

Резник, вооружённый в одной руке длинным, в поларшина ножом с узким лезвием,... в другой длинным, вершков шести шилом, спокойно, медленно, рассчитанно наносил животному глубокие колющие раны, действуя попеременно названными орудиями. 

При этом каждый удар проверялся по книге, которую мальчик держал раскрытой перед резником... 

Первые удары производились животному в голову, затем в шею.. 

Животное вздрагивало, пробовало вырваться, пыталось мычать, но было бесзсиль-но: ноги были связаны, кроме того его плотно держали трое дюжих прислужников, четвёртый же зажимал рот... получались лишь глухие, задушенные, хриплые звуки. 

Каждый удар сопровождался струйкой крови,.. из одних ран она слегка сочилась, тогда как из других она давала целый фонтан... 

Затем наступила пауза, несомненно, короткая, но мне она показалась вечностью; в этот промежуток времени вытачивалась кровь..

 По окончании следовали дальнейшие, также рассчитанные, спокойные удары, прерывавшиеся чтением молитв. 

Эти уколы давали уже очень мало крови или вовсе не давали её..

. По нанесении этих ударов, животное переворачивали на спину, причём ему наносился последний, заключительный удар..»

(В.В. Розанов «Что мне случилось увидеть», с.262-292. Стокгольм, 1932)

***************************************************************** 

Пятикни́жие  , так называемый Моисеев Закон, — пять первых книг канонической еврейской и христианской Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
 Пятикнижие образует первую часть еврейского Танаха — Тору.

  1. Книга Бытие повествует о Сотворении мира и образовании евреев в качестве семьи;
  2. Книга Исход имеет пролог и эпилог[3], отделяющие её от других книг, и рассказывает об Исходе из Египта, Даровании Торы на горе Синай и строительстве Скинии — то есть оформлении сынов Израиля в качестве еврейского народа;
  3. Книга Левит посвящена в основном священническому законодательству и храмовой службе;
  4. Книги Чисел повествует о скитаниях евреев по пустыне после Исхода из Египта;
  5. Второзаконие представляет собой предсмертную речь Моисея, в которой он повторяет содержание других книг.





Леввит.3:17 Это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука и никакой крови не ешьте.

Бытые.9:4 Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте;

Komentarų nėra:

Rašyti komentarą