2015 m. kovo 29 d., sekmadienis

Kaip izraelitas Azbelis norėjo užmušti gruziną Staliną .......






Taigi be Stalino  nebūtų Rusijos,   Rusijai šiandien reikalingas gruzinas   Stalinas ...




ПРОТОКОЛ ДОПРОСА Д.С. АЗБЕЛЯ

(КРЕМЛЕВСКОЕ ДЕЛО)                                                                                   

17 марта 1935 г.

АЗБЕЛЬ Д.С, 1911 г. рожд., урож. г. Чернигова, до 8 лет воспитывался в семье деда — торговца, с 1925 г. по 1927 г. был чл. ВЛКСМ, исключен за организацию забастовки в школе, в 1929 г. был задержан б. ОГПУ. Тетка ШЛАФШТЕЙН И.Е. в ссылке в Нарымском крае. До ареста работал аспирантом в полиграфическом институте.

Вопрос: Когда и за что вы были исключены из членов ВЛКСМ?

Ответ: Из ВЛКСМ я был исключен в 1927 году за организацию в школе забастовки.

Вопрос: Кто еще был исключен вместе с вами за организацию забастовки?

Ответ: Вместе со мной был исключен ЛЕВЕНСОН Евгений Михайлович, в настоящее время слушатель Академии моторизации и механизации РККА.

Вопрос: Какие взгляды вы в то время разделяли?

Ответ: Я разделял троцкистские взгляды.

Вопрос: А сейчас какие взгляды вы разделяете?

Ответ: Я вплоть до ареста являлся троцкистом.

Вопрос: А ЛЕВЕНСОН?

*Ответ: ЛЕВЕНСОН в 1927 году вместе со мной выступал открыто с защитой троцкистских взглядов. Знаю, что он сейчас скрывает свою прошлую связь с троцкизмом от комсомольской организации*.

Вопрос: ЛЕВЕНСОН скрывает свою прошлую связь с троцкизмом, так как является троцкистом до сих пор?

Ответ: Я этого не знаю.

Вопрос: Чем же вы можете объяснить явно двурушническое поведение ЛЕВЕНСОНА?

Ответ: Для меня ясно, что он является двурушником, но, связан ли он с троцкистами, я не знаю.

Вопрос: Это неправда. Следствию известно, что ЛЕВЕНСОН разделял троцкистские взгляды и после 1927 года. Вы были связаны с ним личной дружбой до последнего времени и не могли не знать его троцкистских взглядов.

Ответ: Повторяю, что я этого не знаю.

Вопрос: Знаете ли вы НЕХАМКИНА Льва Яковлевича?

Ответ: Да, знаю хорошо и встречался с ним до последнего времени.

Вопрос: Каковы политические взгляды НЕХАМКИНА?

*Ответ: Он троцкист, и на этой основе я с ним был связан вплоть до ареста*.

Вопрос: Какую практически контрреволюционную троцкистскую работу вы вели?

Ответ: Я считал, что режим репрессий в партии и стране сделал почти невозможным проведение сколько-нибудь серьезной массовой работы.
*В результате этого режима всякие недовольные элементы в стране, на которые можно было бы опереться, запуганы. Пробудить эти недовольные элементы к активной борьбе с руководством ВКП(б) можно только путем применения террора. Все зло я видел в СТАЛИНЕ и поэтому считал, что убийством его, как наиболее влиятельной решающей фигуры в партии и стране, можно будет вызвать замешательство в среде нынешнего руководства партии и поднять на борьбу все недовольные существующим режимом элементы. По моему мнению, в этот момент должны будут возглавить эту борьбу выкристаллизовавшиеся за весь период нелегальной работы, как наиболее стойкие и преданные троцкизму кадры, — небольшая часть троцкистов, находящаяся в тюрьмах и ссылке, сохранившиеся в партии скрытые троцкисты и формально отошедшие от троцкизма, но фактически сохранившие свои взгляды*.

Вопрос: Под чьим влиянием вы пришли к выводу о необходимости убийства т. СТАЛИНА?

Ответ: Ненависть к СТАЛИНУ являлась следствием моих троцкистских взглядов и убеждений в том, что устранение СТАЛИНА изменит существующий режим в стране. Мои террористические замыслы формировались и крепли под влиянием ряда обстоятельств. Крайнее озлобление против СТАЛИНА мне приходилось наблюдать не только в среде троцкистов, но и правых, с которыми я одно время общался.** Так, в 1930 г. после 16 партсъезда, я был на квартире Александра СЛЕПКОВА, где собрались Андрей СВЕРДЛОВ, Дмитрий ОСИНСКИЙ, Виктор БЕЛОВ, Дмитрий МАРЕЦКИЙ и куда пришел БУХАРИН. Он рассказал присутствовавшим, что только что был на бюро ячейки НТУ ВСНХ, где его заставляли высказать свое отношение к решениям 16 партсъезда. БУХАРИН хвастался тем, что он «обвел дураков вокруг пальца», по существу ничего не сказав им о своем действительном отношении к решениям съезда**.
**Тогда же БУХАРИН в злобно издевательском тоне говорил о СТАЛИНЕ.  Когда мы (я — АЗБЕЛЬ, Андрей СВЕРДЛОВ, Дмитрий ОСИНСКИЙ и Виктор БЕЛОВ) вышли из квартиры СЛЕПКОВА и шли по улице Грановского, Андрей Свердлов под прямым впечатлением разговоров БУХАРИНА о СТАЛИНЕ, заявил следующее: «Кобу надо кокнуть». Эта мысль Андрея СВЕРДЛОВА встретила общее наше сочувствие**.
В 1933 году я познакомился с женой известного троцкиста СОСНОВСКОГО — Ольгой Даниловной. Мы с ней близко сошлись, так как она являлась троцкисткой.                                                                                               
В дальнейшем мои террористические намерения в отношении СТАЛИНА усиливались под влиянием О.Д. СОСНОВСКОЙ.

Вопрос: Вы обсуждали с СОСНОВСКОЙ конкретные возможности убийства тов. СТАЛИНА?

**Ответ: Да, об этом я с СОСНОВСКОЙ говорил два раза в 1933 году осенью. Оба разговора были на ее квартире.
После того, как О.Д. СОСНОВСКАЯ неоднократно в разговорах со мной давала крайне враждебную оценку положению в партии и стране, сопровождая ее злобными выпадами по адресу СТАЛИНА, я под влиянием этих разговоров прямо поставил перед ней вопрос, что СТАЛИНА надо убить.
К моему предложению она отнеслась сочувственно и заявила, что хорошо бы сделать это не руками троцкистов, так как политически это троцкистам будет невыгодно**.

Вопрос: Какую подготовительную работу вы вели для осуществления ваших террористических замыслов.

Ответ: Практической работы по проведению террористического акта я не вел, дело ограничилось одними намерениями.

Вопрос: С кем вы еще обсуждали вопрос об убийстве тов. СТАЛИНА?

Ответ: Зимой 1933 года я зашел к моему старому товарищу НЕХАМКИНУ Л.Я., которого я знал как злобно настроенного троцкиста. Вместе с НЕХАМКИНЫМ мы вышли из его квартиры и пошли на Тверской бульвар. На бульваре НЕХАМКИН повел **разговор о роли личности в истории, затем перешел к троцкистской контрреволюционной оценке существующего положения в стране и роли в этом СТАЛИНА, заявив, что убийство СТАЛИНА резко изменит существующее положение. Я эту мысль НЕХАМКИНА поддержал и развил перед ним мои террористические установки, изложенные в начале настоящих показаний. Я подчеркнул, что убийство именно СТАЛИНА расчистит дорогу для Троцкого**.

Вопрос: Вы обсуждали с НЕХАМКИНЫМ вопрос об убийстве тов. СТАЛИНА не только в 1933 г., но и позже?

**Ответ: Да, подтверждаю, что кроме этого случая у меня с НЕХАМКИНЫМ об убийстве СТАЛИНА было еще два разговора. Последний разговор был в феврале 1935 года, опять на Тверском бульваре, когда НЕХАМКИН снова поставил вопрос об убийстве СТАЛИНА**.
Вопрос: Кроме случая в 1930 году, о котором вы показали, были ли у вас с БЕЛОВЫМ Виктором еще разговоры об убийстве т. СТАЛИНА?

**Ответ: Да, был еще один разговор в 1933 году, в начале года, у него на квартире. Были мы вдвоем, разговор начался с моего вопроса, как живет Андрей СВЕРДЛОВ, затем перешли на воспоминания, припомнили заявление СВЕРДЛОВА о необходимости убийства СТАЛИНА и вместе с БЕЛОВЫМ констатировали необходимость его проведения**.

Вопрос: Еще с кем вы беседовали на эту же тему?

Ответ: Больше ни с кем о необходимости убийства СТАЛИНА я не говорил.

Вопрос: Это неверно. Еще раз предлагаем назвать лиц, с которыми вы обсуждали вопрос об убийстве т. СТАЛИНА.

Ответ: Повторяю, что больше я ни с кем об этом не говорил.

Вопрос: Знаете ли вы Бориса РОЗЕНФЕЛЬДА?

Ответ: Лично с ним незнаком, но от НЕХАМКИНА знаю, что он является его приятелем.

Вопрос: Известно ли вам и от кого, что отец Бориса РОЗЕНФЕЛЬДА является братом Л.Б. КАМЕНЕВА?

Ответ: Впервые об этом слышу.

Вопрос: Что вам говорил НЕХАМКИН о настроениях Бориса РОЗЕНФЕЛЬДА?

Ответ: Об этом НЕХАМКИН мне ничего не говорил.

Вопрос: НЕХАМКИН участвовал с Б. РОЗЕНФЕЛЬДОМ в подготовке убийства т. СТАЛИНА. С вами НЕХАМКИН неоднократно, как вы показали, обсуждал вопрос о необходимости убийства тов. СТАЛИНА. Что вам по этому поводу говорил НЕХАМКИН?

Ответ: Об этом НЕХАМКИН мне ничего не говорил.

Вопрос: Расскажите, что вы говорили О.Д. СОСНОВСКОЙ о НЕХАМКИНЕ в связи с его террористическими настроениями?

Ответ: Говорил ли я вообще что-нибудь СОСНОВСКОЙ о НЕХАМКИНЕ, я не помню.

Вопрос: Вы уклоняетесь от правдивого ответа на поставленный вопрос.

Ответ: О террористических настроениях НЕХАМКИНА я СОСНОВСКОЙ ничего не говорил.

Вопрос: Что вам известно о связях О.Д. СОСНОВСКОЙ?

*Ответ: О.Д. СОСНОВСКАЯ рассказывала мне, что она встречается с СЫРЦОВЫМ. Из рассказов О.Д. СОСНОВСКОЙ о ее встречах с СЫРЦОВЫМ для меня было ясно, что СЫРЦОВ остался на своих враждебных партии позициях. О.Д. СОСНОВСКАЯ говорила мне, что СЫРЦОВ не удовлетворен своим положением и что у него вообще «тяжелые настроения». СЫРЦОВ просил Ольгу Даниловну передать СОСНОВСКОМУ его совет подать заявление об отказе от своих взглядов*.
При указанных мною настроениях СЫРЦОВА это предложение было явно двурушническим.

Вопрос: Как расценивала О.Д. СОСНОВСКАЯ заявление ее мужа из политизолятора об его отказе от троцкистских взглядов?

*Ответ: Оценки заявления СОСНОВСКОГО она не давала, но говорила, что у нее есть какие-то замечания по этому заявлению. Мне из разговоров с О.Д. СОСНОВСКОЙ известно, что она, оставаясь на троцкистских позициях, поехала на свидание к СОСНОВСКОМУ, чтобы уговорить его подать заявление об отказе от троцкистских взглядов*.

Вопрос: Передавала ли О.Д. СОСНОВСКАЯ своему мужу о ваших настроениях?

Ответ: По-видимому, передавала, хотя точно я этого не знаю,

Вопрос: А о ваших террористических намерениях?

Ответ: Не знаю.

Вопрос: Встречались ли вы с СОСНОВСКИМ после его возвращения в Москву и какие разговоры вели вы с ним?

Ответ: С СОСНОВСКИМ я встречался. Разговоров на политические темы с СОСНОВСКИМ я не вел.

Вопрос: Вы уклонились от прямого ответа на все поставленные вам вопросы о проводившейся вами и вашими сообщниками практической подготовке убийства тов. СТАЛИНА. Настаиваем на правдивом ответе.

**Ответ: Я признаю, что вел пропаганду террора, направленного против СТАЛИНА. Кроме этого, никакой другой практической работы я не вел**.
Записано с моих слов верно и мною прочитано.

Давид Семенович АЗБЕЛЬ


ДОПРОСИЛИ: НАЧ. СЕКР.-ПОЛИТ. ОТДЕЛА ГУГБ Г. МОЛЧАНОВ
ЗАМ. НАЧ. СЕКР.-ПОЛИТ. ОТДЕЛА ГУГБ ЛЮШКОВ
ДЛЯ ОСОБЫХ ПОРУЧЕНИЙ при НАЧ. СПО ГУГБ ГОРБУНОВ

АПРФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 233. Л. 80-87. Подлинник. Машинопись.

*—* Отчеркнуто на полях одной чертой.
**—** Отчеркнуто на полях двумя чертами.
***************************************************************** 


ЗАПИСКА Я.С. АГРАНОВА И.В. СТАЛИНУ О НОВЫХ АРЕСТАХ СРЕДИ ПЕРСОНАЛА В КРЕМЛЕ  

2 февраля 1935 г.                 
№55270          
                      
Совершенно секретно

В дополнение к № 55173 от 20.1.1935 г. сообщаю, что расследованием пока *выявлена причастность к распространению провокаций в Кремле следующих лиц:*

1. АВДЕЕВОЙ А.Е., 22 лет, бп, уборщица в Кремле;

2. КОЧЕТОВОЙ М.Д., 20 лет, члена ВЛКСМ, телефонистки Кремля; 

3. КОНСТАНТИНОВОЙ А.М., 35 лет, бп, уборщица в Кремле; 

4. КАТЫНСКОЙ Б.Я., 50 лет, бп, уборщица в Кремле; 

5. ОРЛОВОЙ А.А., 22 лет, члена ВЛКСМ, письмоносца почтового отделения в Кремле; 

6. РОЗЕНФЕЛЬД Н.А., 49 лет, бп, из рода князей Бебутовых, **библиотекарша правительственной библиотеки;** 

7. РАЕВСКОЙ Е.Ю., 31 г., бп, урожденная княжна Урусова, **библиотекарша правительственной библиотеки**; 

8. СИНЕЛОБОВОЙ К.И., 29 лет, бп, **библиотекарши правительственной библиотеки**.

Все эти лица арестованы.

*АВДЕЕВА А.Е., в начале отрицавшая свою причастность к распространению провокаций, показала, что она передавала уборщицам ЖАЛЫБИНОЙ Н.С. и МИШАКОВОЙ провокационные слухи, которые ей стали известны от телефонистки Кремля КОЧЕТОВОЙ М.Д.*

КОЧЕТОВА М.Д. признала контрреволюционные разговоры с АВДЕЕВОЙ, но откровенных показаний пока не дает.

*КОНСТАНТИНОВА A.M. показала, что КАТЫНСКАЯ Б.Я. вела с ней антисоветские разговоры.* Свое участие в распространении провокаций пока отрицает, изобличается показаниями ЖАЛЫБИНОЙ М.С.

КАТЫНСКАЯ Б.Я. пока признала только участие в контрреволюционных разговорах с КОНСТАНТИНОВОЙ A.M., изобличается показаниями ЖАЛЫБИНОЙ М.С.

ОРЛОВА А.А. признала, что распространяла провокации, которые она сообщала уборщице ЖАЛЫБИНОЙ М.

РОЗЕНФЕЛЬД Н.А. свою вину пока отрицает, изобличается показаниями СИНЕЛОБОВОЙ К.И.

РАЕВСКАЯ Е.Ю. пока свою вину отрицает, признает участие в разговорах антисоветского характера. Изобличается показаниями СИНЕЛОБОВОЙ К.И.

СИНЕЛОБОВА К.И. признала распространение ею провокационных слухов среди  сотрудников  правительственной  библиотеки  и  уборщиц Кремля и показала, что она передавала провокационные слухи следующим лицам:
КОНОВОЙ А.И., БУРКОВОЙ Л.Е., СИМАК Е.О., РАЕВСКОЙ Е.Ю., ГОРДЕЕВОЙ П.И., МУХАНОВОЙ Е. и уборщице Кремля **КОРЧАГИНОЙ**, работающим в библиотеке.

Как участница контрреволюционных разговоров СИНЕЛОБОВА К.И. называет также ст. библиотекаршу РОЗЕНФЕЛЬД Н.А.

Таким образом, установлено, что одним из источников распространения провокации среди сотрудников правительственной библиотеки и уборщиц была СИНЕЛОБОВА К.И.

*СИНЕЛОБОВОЙ К.И. в свою очередь сообщал провокационные слухи ее брат СИНЕЛОБОВ А.И., 35 лет, член ВКП(б) с 1930 г., состоящий для поручений при коменданте Кремля*.

Арестованный СИНЕЛОБОВ А.И. показал, что он был связан с троцкистом ДОРОШИНЫМ В.Г., 40 лет, членом ВКП(б), помощником коменданта Кремля, который вел с ним разговоры контрреволюционного характера, направленные против руководства партии.

Прилагаю протокол допроса СИНЕЛОБОВА А.И. от 31 января 1935 г. 

Считаю необходимым ДОРОШИНА В.Г. арестовать.

ЗАМ. ПРЕД. ОГПУ АГРАНОВ

АПРФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 231. Л. 15-17. Подлинник. Машинопись.

* На первом листе имеются рукописные пометы: Поскребышева: «От т. Агранова», Сталина: «NB».
 ----------------------------------------

Komentarų nėra:

Rašyti komentarą