Galima tikėti, galima netikėti tuo, kas žemiau aprašyta.
Tačiau, kad per šiuos projektus vyksta pinigų plovimas, vadovaujantis sveiko proto logika, įrodinėti neverta.
Jeigu vadovautis sveiko proto logika, pirma reiktų susitvarkyti su neveikiančia atomine, o po to jau statyti naują.
Betgi milžiniškų "otkatų" perspektyva verčia valdžią imtis naujų statybų ....
Виталий Снегирёв. Игналинская АЭС — мина замедленного действия?
15.12.2014 00:18
9 октября 2014 года на Игналинской АЭС начался один из первых этапов приемки Промежуточного хранилища отработанного ядерного топлива (ПХОЯТ, проект В1), который планируется завершить в январе 2015 года.
В рамках намеченных мероприятий планируется проведение «холодных испытаний» (без использования самих радиоактивных отходов) с целью подтверждения безопасного функционирования построенного здания хранилища и взаимодействия смонтированных систем и оборудования ПХОЯТ между собой, установления соответствия ПХОЯТ требованиям проекта, а также проверка готовности систем и компонентов хранилища к эксплуатации.
Начиная с января 2015 года ИАЭС совместно с подрядчиком — германской компанией Gmbh «Nukem Technologies» планируется осуществить подготовку и проведение «холодных испытаний» на первом и втором энергоблоках.
В случае успешного их проведения будет подтверждена правильность выбранных проектных решений всего проекта В1 и осуществлена подготовка к последнему этапу работ — уже «горячим испытаниям» (с радиоактивными отходами), успешное завершение которых позволит перейти к началу эксплуатации ПХОЯТ.
В начале 2016 года станция планирует согласовать документацию с Государственной инспекцией по безопасности атомной энергетики Литвы VATESI для получения разрешения на эксплуатацию хранилища.
В октябре 2014 года состоялся объявленный Игналинской атомной электростанцией (ИАЭС) конкурс на приобретение консультационных услуг иностранных компаний, в результате которого победителем выбрана английская юридическая компания DLA Piper.
Фирма призвана оказывать юридическую поддержку станции в рамках ее сотрудничества с генеральным подрядчиком проектов В1 (новое Промежуточное хранилище ядерного топлива) и В2/3/4 (Комплекс по обращению и хранению твердых радиоактивных отходов) Gmbh «Nukem Technologies» В конкурсе также участвовала английская компания Eversheds. Заявки других участников были отклонены.
Стоимость контракта с DLA Piper составляет 2,472 млн евро. При этом предусмотрено, что в течение почти трех лет у английских юристов по мере необходимости будет куплено до 7,8 тыс. часов услуг.
Руководство ИАЭС объясняет необходимость приобретения юридических услуг у иностранных компаний тем, что регулярно возникают споры с Gmbh «Nukem Technologies», при этом договоры подписаны в соответствии с положениями английского права, специалисты по которому в Литве якобы отсутствуют.
Вместе с тем стоимость консультационных услуг являлась явно завышенной, а по истечении времени иностранцами нанимались литовские юристы, расценки которых были в 3-4 раза меньше.
Указанное обстоятельство явилось основанием для осуществления проверки в начале 2014 года временной следственной парламентской комиссией Сейма Литвы деятельности в энергетическом секторе, по результатам которой были зафиксированы значительные нарушения.
Более того, существуют признаки того, что в договорах об оказании юридических консультационных услуг могла иметь место коррупционная составляющая, а часть средств могли похищаться высокопоставленными литовскими чиновниками. К слову, до августа 2013 года в течение трех лет интересы атомной станции по договорам с Gmbh «Nukem Technologies» защищала компания Taylor Wessing, которой было заплачено около 6,7 млн евро, расценки адвокатов составили 490 евро в час.
25 августа 2014 года приказом министра энергетики Литвы утверждена новая версия «Окончательного плана снятия с эксплуатации» (ОПСЭ) Игналинской АЭС.
В соответствии с Законом «О ядерной энергии» проект обновленной версии ОПСЭ до своего утверждения согласовывался с государственными органами Литвы, и на основании полученных замечаний в него были внесены поправки.
ОПСЭ представляет собой окончательный и единственный документ, в котором представлен процесс осуществления снятия с эксплуатации ИАЭС, который охватывает весь период снятия с эксплуатации (1-й и 2-й блоки, вспомогательное оборудование, временные хранилища для отработанного топлива и отходов).
В нем на основе предложенной стратегии планируются работы и проекты по снятию с эксплуатации станции, описываются принципы, методы, технологии и общий план работ, которые необходимы для обеспечения безопасного экологического и экономического прекращения деятельности Игналинской АЭС.
В соответствии с официальной трактовкой после утверждения в 2005 году предыдущей версии ОПСЭ произошли существенные изменения в процессе снятия с эксплуатации, которые были включены в обновленный план, а именно:
— Утверждена новая дата завершения работ по снятию с эксплуатации ИАЭС — в 2038 году предполагается достичь стадии «бурой лужайки» с сохранением отдельных зданий и инфраструктуры, привести в порядок территорию станции с возможностью последующей рекультивации и развития другой хозяйственной деятельности.
Продление продолжительности работ по снятию с эксплуатации до 2038 года обуславливается опозданием в осуществлении проекта Промежуточного хранилища отработанного ядерного топлива (В1), который повлиял на график выгрузки топлива из реакторов и бассейнов, а также на начало демонтажных работ.
Одновременно учитывается и опоздание начала эксплуатации установок по упорядочению радиоактивных отходов и временных хранилищ.
Кроме того, в качестве негативного фактора литовская сторона называет недостаток практики и опыта в планировании работ, связанных с демонтажем (разработка первой версии ОПСЭ началась в 2002 г., утверждена в 2005 г.). Отмечается также, что проекты В1 и В2/3/4 (Комплекс по обращению и хранению твердых радиоактивных отходов) являются основными объектами инфраструктуры ИАЭС, осуществление которых влияет на другие работы по снятию с эксплуатации. Указанное обстоятельство оказало значительное влияние на весь процесс снятия с эксплуатации.
— Уточнены объемы работ по снятию с эксплуатации. В предыдущем ОПСЭ были представлены неточные объемы предполагаемых работ, в связи с чем, на основании накопленного опыта по снятию с эксплуатации ИАЭС, международного опыта снятия с эксплуатации атомных электростанций и рекомендаций работающих на ИАЭС международных экспертов объемы работ в новой версии ОПСЭ были уточнены.
Так, ИАЭС первой осуществляет проект по снятию с эксплуатации реакторов типа РБМК.
— Определена общая потребность в средствах снятия с эксплуатации до 2038 года — 2,6 млрд евро (без учета рисков и инфляции).
При этом официальный Вильнюс предполагает, что соответствующее финансирование Евросоюза будет гарантировано на весь оставшийся период снятия с эксплуатации ИАЭС.
Изменение потребности в средствах оправдывается следующими обстоятельствами: повышением стоимости проектов, сметы работ, не предусмотренных в предыдущем ОПСЭ, изменением сроков снятия с эксплуатации, повышением расходов на энергоресурсы, а также связанных с обслуживанием сооружений, зданий и т.д.
Отмечается, что после окончательного останова реакторов большая часть систем и элементов продолжает эксплуатироваться в целях обеспечения ядерной и радиационной безопасности, так как отработанное ядерное топливо и другие активные элементы не удалены из реактора и бассейнов выдержки.
— Предоставлена информация об организационной структуре предприятия, распределении ответственности работников, использовании ресурсов, программе обучения персонала ИАЭС.
Стоит напомнить, что в утвержденном в 2005 году ОПСЭ было предусмотрено завершить закрытие станции к 2029 году, а его стоимость составляла 1,242 млрд евро.
Таким образом, проект «подорожал» на 1,358 млрд евро. В 2007-2013 годах на закрытие ИАЭС из фондов Евросоюза было выделено 1,37 млрд евро, вместе с тем часть средств до настоящего времени не использована.
ЕС утверждено выделение средств на закрытие ИЭАС в 2014-2020 годах в размере 450,8 млн евро.
Планируется, что финансирование станции будет происходить и после 2020 года за счет средств ЕС.
В среде специалистов существуют серьёзные опасения насчёт того, что после окончания утвержденного периода финансирования работ по выводу из эксплуатации ИАЭС (2020 год) Евросоюз не только не утвердит запрашиваемый Вильнюсом объем средств, а значительно его сократит.
Это связано с недовольством Брюсселя процессом вывода из эксплуатации стратегического объекта и пониманием неэффективности использования уже выделенных средств.
Таким образом, основную нагрузку в рамках ОПСЭ понесет бюджет самой Литвы.
Таким образом, из-за ситуации на Игналинской АЭС регион подвержен значительному экологическому риску, и вопросов пока больше, чем ответов.
.
.
Подробности: http://www.regnum.ru/news/polit/1876621.html#ixzz3M3bENQ5Y
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM
Komentarų nėra:
Rašyti komentarą