Падение цен на нефть и санкции Запада пагубно повлияют на темпы строительства подлодок в России - американские эксперты
|
Церемония торжественного поднятия Военно-морского флага России на атомном подводном ракетном крейсере стратегического назначения К-550 «Александр Невский» проекта 955. Северодвинск, 23.12.2013
Источник: Олег Кулешов
В России наблюдается бум в строительстве подводных лодок, в этом году будет заложено пять АПЛ, сообщает defensenews.com 24 января.
Это две ПЛАРБ класса «Борей» и две ударных АПЛ класса «Ясень», также для ВМФ строятся неатомные ПЛ классов «Варшавянка» и «Лада». Шесть подлодок «Варшавянка» будут поставлены ВМС Вьетнама, ведется поиск других иностранных покупателей.
Такие темпы строительства напоминают годы холодной войны – времена военного противостояния СССР и США. Для сравнения, в настоящее время США строят только две ударных АПЛ в год. Что это – агрессивные намерения президента Владимира Путина или вынужденная необходимость замены стареющего флота?
По мнению профессора Военно-морского колледжа Томаса Махнкена (Thomas Mahnken), Россия конкурирует с США и Китаем, и в то же время это необходимость модернизации флота, многие подлодки скоро должны быть выведены из боевого состава.
Военно-морской аналитик Норман Фридман (Norman Friedman) считает, что весьма интересно, как Россия после многолетнего спада строительства военных кораблей сможет выполнить эту программу. Россия часто делает заявления, которые ей не под силу выполнить, например, много говорили о строительстве авианосцев, которые затем опровергались. Тем не менее, Россия имеет давние традиции строительства большого количества современных в свое время подводных лодок.
Бывший подводник и стратег ВМС США Брайан Кларк (Bryan Clark), в настоящее время работающий аналитиком в Центре стратегических и бюджетных оценок (Center for Strategic and Budgetary Assessments), считает, что Россия всегда стремилась иметь современный мощный подводный флот в качестве асимметричного ответа на военную мощь США. «Если они действительно создадут подводный флот нового поколения, он создаст проблему для ВМС США», считает Кларк.
Строительные задержки
Однако строительство АПЛ нового поколения идет с задержками, более того, первые лодки были построены с использованием конструкционных заделов подлодок, строительство которых было аннулировано. Строительство головной стратегической лодки «Юрий Долгорукий» («Борей») было начато в Северодвинске в 1996 году, спуск на воду в 2007 году, ходовые испытания в 2009 году. Разработка твердотопливной БРПЛ «Булава» также сталкивалась с драматическими задержками. Российские СМИ сообщили, что только в 2014 году головная лодка получила все 16 ракет этого типа.
Вторая субмарина «Александр Невский» была заложена в марте 2004 года, ходовые испытания начались в 2011 году, ввод в строй в 2013 году, третья – «Владимир Мономах» - была введена в эксплуатацию в декабре прошлого года (после 8 лет строительства и испытаний).
Три «Борея» находятся в различных стадиях строительства. По словам главкома ВМФ РФ адмирала Виктора Чиркова, в этом году будут заложены две лодки, в 2020 году флот будет иметь все восемь лодок стратегического назначения нового поколения.
Конструкция лодок типа «Юрий Долгорукий» имеет «черты более ранних субмарин», говорит Фридман. При их строительстве Россия использовала металл идущих на слом подлодок, и субмарин, строительство которых было прекращено, подчеркивает эксперт.
Между тем, строительство ударных АПЛ класса «Ясень (пр. 885М) идет полным ходом. Первая лодка «Северодвинск» была введена в эксплуатацию в 2013 году (после 20 лет строительства). Вторая лодка была заложена в 2009 году и будет поставлена ВМФ в этом году. Директор верфи «Севмаш» Михаил Будниченко заявил, что в этом году будут заложены еще три лодки этого класса. Помимо нескольких ДЭПЛ класса «Варшавянка», строящихся для ВМФ, в этом году, по меньшей мере, будет заложена еще одна обычная подлодка класса «Лада».
Количество против эффективности (Numbers vs. Effectiveness)
Сможет ли Россия поддерживать этот колоссальный темп строительства подлодок? Манкхен считает, что эта программа была принята в то время, когда цены на нефть были достаточно высокими и ряд стран Запада еще не ввели санкции против России. «Я думаю, что России будет очень трудно строить столько лодок в будущем», говорит аналитик. Фридман согласен с таким мнением: «У Путина не так уж много денег, с падением цен на нефть у России возникли очень плохие проблемы».
Фридман также считает, что с 1990-х годов Россия потеряла много навыков и технологий военного кораблестроения. «Многие специалисты просто ушли из верфей, промышленность потеряла много умных людей, воссоздать их будет очень трудно, я лично считаю, что это сомнительно», говорит он. Кларк также согласен с таким мнением: «Их производственная база значительно ослабла после 20 лет бездействия. У России все еще первосортный инженерный потенциал в разработке новых технологий в этой области, но на верфях зачастую не могут поддержать такой высокий класс в реализации технологий».
Эксперты сходятся во мнении, что в будущем Россия вряд ли развернет на передовых позициях Мирового океана подводный флот в таком количестве, равном ВМС США. Развертывание даже весьма современных лодок в операционных районах будет не очень эффективным при отсутствии достаточного разведывательного потенциала, которого нет у ВМФ России, полагают специалисты.
27.01.2015
Права на данный материал принадлежат Военный паритет
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
Komentarų nėra:
Rašyti komentarą